• Пл. 1501 км - Качи Кальон - Бахчисарай






    Чтобы побывать на Качи Кальоне - одном из пещерных монастырей - нужно из Бахчисарая автобусом, идущим в с. Синапное (Улу Сала), доехать до с. Предущельного (Дермен Кой) - 6 км от Бахчисарая. Более надежным вариантом можно считать начало маршрута от железнодорожной платформы 1501 км (пос. Железнодорожный).
    Выйдя из электрички, пройдем до переезда (200 м на юг). От переезда идем на юго-восток по асфальтированной дороге. Слева и справа посадки сосны, за ними по обе стороны дороги - поля. До перекрестка дорог Дачное (Тал) - Тургеневка (Тиберти) идти около 2 км. По времени это занимает минут 25-30.
    Пересекаем автодорогу и полевой дорогой, идущей в восточном направлении через довольно глубокую выемку, через 10 мин. выходим к верховьям оврага. Верховья оврага перехвачены дамбой, предотвращающей дальнейшее его разрастание. По правому борту оврага, от небольшой рощицы, идет чуть заметная тропка на север, которая через 5-7 мин. выведет нас на правый борт долины р. Кача.
    Маршрут №6-7С высокой береговой террасы на севере виден Бахчисарай, а чуть ближе - гладь Бахчисарайского водохранилища (вдх. Эгиз Оба). Через 500 м восточнее опускаемся к устью оврага, по которому проходит дорога из Предущельного в Тургеневку. Здесь же брод через р. Кача. Дно каменистое, ширина брода около 10 м, глубина летом 15-30 см. Рядом «быки» от моста: панели перекрытия какой-то рачительный «хозяин» забрал себе на строительство.
    По левому крутому берегу реки есть тропа, но она менее удобна, чем правобережная.Река Кача, длиной 69 км, начинается от слияния рек Биюк Узень и Писара на территории Крымского заповедника, впадает в Черное море у с. Орловка (Ма-машай). Наиболее крупные притоки:
    - правые: Марта, Чурук Су;
    - левые: Донга, Кае на на, Стиля, Хору.
    На реке построены 2 водохранилища: Эгиз Оба и Загорское. Загорское (28 млн м3) построено для водоснабжения ЮБК через гидротехническую систему Загорское - Счастливенское водохранилища - гидротехнический туннель (7,2 км под Главной грядой) - Ялта.
    После переправы выходим к частично раскорчеванному саду. Сады всегда были предметом особой гордости жителей Качинской долины. Основные площади заняты новыми, так называемыми интенсивными, сортами яблонь и груш. Но на приусадебных участках жителей сохранились старые аборигенные сорта, которые и принесли славу качинским садоводам. Из яблонь это Кандиль, Синап, Сары Синап, Челеби, Гуль Пембе, Кара Синап; из груш - Султанэ, слива Изюм Эрик, алыча Кизил Таш, черешня Кара Керез.
    Вдоль сада идет дорога, рядом, ближе к руслу Качи, тропа. По ней мы и отправимся к виднеющимся на юго-востоке Качинским воротам - каньону, образованному р. Кача при пересечении ею Внутренней Гряды.
    Высота бортов каньона около 140 м. В правом отвесном борте каньона находится пещерный монастырь Качи Кальон - основная цель нашего сегодняшнего похода.
    Слева, за садом, видны домики с. Предущельного (Кош Дегермен). А за бывшей мельницей Кушу Дермен (не сохранилась) над долиной стоят скалы «Вай, вай, анам» (Ой, мамочка) и «Хорхкма балу» (Не бойся, деточка), с которыми связана старая трогательная легенда (см.: «Сказки и легенды крымских татар».-Симферополь: МП Дар, 1991.- С. 144). Пройдя вдоль реки около 2,5 км (40 мин.), выходим к устью балки Кучук Алим (оно на левом борту).
    Алим - народный герой крымских татар, мститель, отличавшийся благородством и отвагой, защитник обездоленных и порабощенных. В Крыму довольно много урочищ, с которыми связывают имя Алима.
    Алим (Алим Азамат Оглу) - реальная историческая личность. Уроженец с. Катырши Сарай (с. Лечебное Белогорского района). Одно его появление наводило ужас на местную знать. Использовал, как теперь принято говорить, партизанские методы борьбы в 40-е годы XIX в. Был схвачен в 1850 г.
    От устья балки повернем влево и по дороге, идущей по саду, через 5 мин. у крайних домиков села выйдем на асфальтированную дорогу, ведущую из Бахчисарая в верховья Качи.
    Прямо над полотном дороги нависают отвесные скалы, увитые плющом, а после дождей серебристыми струйками ниспадает на дорогу десятиметровый мини-водопад. В скале - грот Таш Аир или, как еще чаще указывают, Качинский навес с охранным археологическим знаком.
    Таш Аир - неолитическая (35-10 тыс. лет), а в целом многослойная стоянка древнего человека. В некоторых местах на скале сохранились остатки росписи, сделанной натуральной охрой, растертой на растительном жире. Если смочить рисунки водой, они видны гораздо чётче.
    «Сохранились три отдельных многофигурных фрагмента, изображающих людей с оружием и животных. Характер трактовки фигур и орудий позволяет отнести Таш Аирскую роспись к памятникам так называемой кеми-обинской культуры, существовавшей в Крыму во II тысячелетии до н. э.» (Веймарн Е. В., Чо-реф М. Я. «Корабль на Каче».- Симферополь: Таврия, 1976.- С. 10).
    Слева видно узкое крутостенное ущелье Таш Аир (на верх есть тропа). В начале ущелья - благоустроенный источник. Выше по ущелью Таш Аир при устройстве карьера по добыче известняка открыты погребения в плитовых могилах с антропоморфными надгробиями. Рядом на скальном мысе Фыцки обнаружены следы поселения VI-VIII вв.
    В устье ущелья Качи Кальон (до него 400 м) сворачиваем с шоссе влево на хорошо видимую тропинку, уходящую в кустарники. Буквально через несколько метров - развилка тропы. Левая уводит в ущелье Качи Кальон и затем на плато. Мы идем по правой, которая прижимается к нижнему уступу скал и идет под ними к поселению Качи Кальона. До сих пор нет единого мнения о принадлежности Качи Кальона к тому или иному типу поселений и утверждать, что Качи Кальон -пещерный монастырь, вряд ли стоит.
    По всей видимости, на этой территории существовал и монастырь (район 3-5-го гротов), и сельское поселение, располагавшееся в основном на склоне и в долине. Тем более, что окрестности ранее были заселены. Об этом свидетельствуют находки на берегу р. Качи, где у с. Баштановка (Пычки) обнаружены гончарные мастерские, поселение и могильник. На территории Качи Кальона, а площадь его составляет почти 25 га, выявлены следы нескольких разновозрастных поселений. Наиболее ранним, вероятно, является поселение в ущелье Качи Кальон и у Первого грота, датируемое IV веком.
    Позднее, к VI веку, видимо, поселение разрослось до Второго грота. Еще одно поселение возникло ниже Пятого грота. В начале IX в. или в конце VIII в. сооружается церковь в обломке скалы у Первого грота.
    В конце VIII-IX вв. оба поселения, существовавшие в районе Качи Кальона, вероятно, сливаются в одно. Главным занятием населения становится виноградар-ство и виноделие, о чем свидетельствуют многочисленные виноградодавильни. Не исключено, что в этот же период здесь возникает небольшой монастырь, тем более, что данный период совпадает с гонениями на иконопочитателей в Византии. Многие из них в то время вынуждены были бежать в Таврику. Развернувшаяся борьба между иконоборцами и иконопочи-тателями была начата в 730 году, когда император Византии Лев III Исавр издал указ против почитания икон, а Константин V через два десятилетия также осудил иконопочтитание как идолопоклонство. По существу, это была борьба между императорской властью и церковью, обладавшей в то время большой экономической мощью. По эдикту, земли и имущество монастырей переходили в собственность государства, а монахи должны были вернуться к мирской жизни. Иконы и книги священного писания уничтожались. Именно VIII в. является временем основания практически всех монастырей Крыма, в том числе и пещерных.
    К X в. жизнь в Качи Кальонском поселении начинает постепенно замирать. Забрасываются гончарные мастерские, хиреет виноградарство и виноделие. И все-таки поселение не исчезает, а продолжает существовать с возникшим рядом монастырем.
    После захвата Крыма татарами местное христианское население все же сохранило свою религию. В это тяжкое время ряд монастырей и храмов сохранял связи с русской православной церковью и получал из Москвы помощь. Из грамоты царя Бориса (1598 г.) известно, что в числе получивших такую помощь была и церковь св. Анастасии, которой была оказана денежная поддержка, а также пожалованы образа и свечи.
    При выселении христиан Крыма в Приазовье деревню Качи Кальон покинуло 77 человек обоего пола.
    После присоединения Крыма к России усиливает ся пропаганда христианства и восстановление старых церквей. Почти заново была отстроена и церковь св. Анастасии. На средства помещика Хвицкого восстанавливается церковь Первого грота (40-е годы XIX в.). Указом Синода (май 1850 г.) «О восстановлении церквей и святых мест в Крыму» церковь св. Анастасии и верхняя церковь в обломке скалы объявлены «кино-вией» и приписаны к Успенскому Скиту. После закрытия киновии в 1921 г. Качи Кальон перестал существовать как населенный пункт и превратился в археологический памятник.
    При подъеме от шоссе к скалам тропа пересекает остатки оборонительной стены и выводит у Первого грота к одной из пяти качи кальонских церквей. Церквушка небольшая (внутренняя площадь 10 м3), в нише над входом вырезан крест. Ниже церкви по склону -остатки кладбища.
    Между Первым и Вторым гротами расположен в обрыве скалы комплекс пещерных сооружений, насчитывающий более 50 пещер. В некоторых из них выдолблены в полу виноградодавильни и хозяйственные ямы.
    Обращают на себя внимание здесь и необычные формы выветривания известняков, так называемые ячеистые, напоминающие пчелиные соты не только формой, но и своим желтым цветом.
    Между Вторым и Третьим гротами также скопление пещер, а ниже уступа - вырубки виноградодави-лен. В одной из пещер Третьего грота - небольшая церковь.
    Перед Четвертым гротом - выступ скалы, ограниченный с трех сторон обрывами. С северо-запада этот выступ прикрывала стена (часть ее сохранилась) с башней. На одном из обломков скалы заметен крест, стилизованный внизу под виноградную лозу. За обрывистым выступом - самый живописный Четвертый (Большой) грот.
    «Впрочем, зрелище Большого грота с вытекающим прямо из скалы источником св. Анастасии, вода которого считалась целебной, и растущим перед ним вековым деревом вряд ли кого оставит равнодушным: мало найдется на земле мест, которые бы с большим основанием заслуживали названия храма в полном смысле слова, но воздвигнутого самой природой. Еще большее впечатление он должен был производить на наших предков, поклонявшихся скалам, деревьям, источникам. Следы языческих пережитков сохранились здесь до последнего времени: еще и сегодня на ветвях старой черешни завязаны узелки из лоскутов одежды. По-видимому, не случайно возник здесь монастырь: христианская церковь, как правило, сооружала храмы и часовни в местах почитаемых языческих святынь» (Фадеева Т. М- С. 149).
    На протяжении всей человеческой истории существовало поклонение «святым» местам, источникам, могилам предков. Причем, это не зависит от национальности и вероисповедания.
    Многие века существовали здесь храм и источник. К нему приходили греки и караимы, татары и русские -иудеи, мусульмане и христиане. Берегли и почитали его.
    Еще лет десять тому назад источник радовал холодной водой, а огромное дерево черешни - постоянно шелестящей, что-то шепчущей зеленой листвой. Но это все в прошлом.
    Зеленая застоявшаяся вода, истолченная в пыль почва, загаженные площадки - это в настоящем. И виной этому далеко не туристы, которых принято обвинять во всех смертных грехах. Бесконтрольно бродящие козы, овцы, бычки местных жителей - вот главный бич Качи Кальона (да и ни его одного).
    Где общества охраны памятников, местные советы? Кто же мы? Иваны, не помнящие родства и губящие все для сиюминутной выгоды? Сложно сказать однозначно...Но совсем не сложно восстановить стенку на уступе и установить калитку с защелкой, очистить родник. Нужны совсем незначительные, мизерные затраты. И сразу возникает вопрос: «А зачем? Кому это нужно?»
    Нужно... Крайне необходимо нам - нам, нашим детям и внукам.
    Автор с товарищем очищал родник несколько лет назад, он продержался два года. Сейчас снова погибает.
    Люди, давайте вместе беречь то, что так щедро даровано нашему Крыму природой - неповторимость и красоту.
    Четвертый грот Качи Кальона - это удивительное по грандиозности и величию творение природы. Подобно сводам огромного храма, где-то немыслимо над головой, смыкаются скалы. В центре - ниша с источником, над ней высечен большой крест с расширенными концами.
    Юго-восточный край Четвертого грота завален огромными скальными глыбами. Перебравшись по ним, можно выйти на карниз, от которого к Пятому гроту уходит узкая, около 30 см, полочка, к тому же, частично обвалившаяся. Место это и ранее носило название Кыл Копыр (Волосяной мост), а теперь и вовсе стало непроходимым без применения специального снаряжения. Для того, чтобы попасть в Пятый грот сейчас, необходима крючьевая страховка, карабины, перильная и страхующая веревки. В гроте, абсолютно недоступном снизу, осталось с десяток пещер. В восточном краю грота - большое углубление, вероятно, резервуар для воды. Посещение Пятого грота в целях обеспечения безопасности следует признать нецелесообразным и осмотр надо окончить в Четвертом гроте.
    Из Четвертого грота возвращаемся за скальный уступ пред ним, где вниз уходит довольно крутая тропинка, которая, обогнув этот выступ, приведет к бывшей ки-новии св. Анастасии.
    Названием своим она обязана старой легенде.
    «Давным-давно,- говорится в легенде,- в пещерах Качи Кальона прятались мерзкие чудовища. Люди их боялись и с наступлением ночи прятались в хижинах, загнав скот в хлев. На краю деревни жила вдова с дочерью Анастасией. Мать пасла ягнят и козлят, дочь ей помогала.
    Однажды вечером, когда их стадо спускалось к селу, выскочило многолапое чудовище и, схватив одну из овец, потащило ее к пещерам. Не испугалась девочка зверя, бросилась было спасать овцу, на камне поскользнулась и, хромая, стала медленно спускаться к дому. Тем временем стемнело. Окружили и до смерти замучили ее страшилища. Кричала она так громко и жалобно, что не выдержали скалы, попадали со сводов пещер камни, похоронив под собой и девочку, и мерзких чудищ.
    А утром поднялись жители деревни в Большой грот и видят: скала плачет, сочится из нее вода, как слезы.
    Прошли века. Ныне на том месте шелестит листьями дикая черешня, корни которой пьют воду источника, воркуют голуби, живущие в трещинах скалы. Однако чуткое ухо может различить и какие-то таинственные звуки, рождаемые ветром в гроте. И кажутся они отзвуками легенды о юной Анастасии» (легенда дана в записи М. Чорефа, Вейрман Е., Чореф М. «Корабль на Каче».- С. 28).
    Спустившись к шоссе, оглянемся назад, окинем взором еще раз этот чудесный уголок, подаренный нам матерью-природой.
    На шоссе, на левом берегу Качи, видна уходящая на юго-запад Алимова балка, а точнее ущелье, в средней части которого под скалами левого борта находится археологический памятник - мезолитическая стоянка Алимов навес. С востока от ущелья виден скальный массив Бурун Кая (Кале Бурун), на котором сохранились руины небольшого укрепления VI—VIII вв.
    Вдоль шоссе идём на восток к павильону автобусной остановки у развилки дороги на Баштановку.
    Если вы решили на сегодня отдохнуть, отправляйтесь к бывшей туристской стоянке «Баштановка».
    От павильона по мосту через р. Кача дойдём до магазина, далее, налево, по ул. Первомайской, потом направо, по ул. Родниковой, до околицы (слева видно водохранилище), далее по грунтовой дороге до большой поляны. От шоссе до поляны 25 мин. На поляне развилка дорог, ведущих в с. Высокое (А 150°), пгт Куйбышево (А 220°). Нам же по тропинке (А 40°) нужно за ивами перейти р. Хору и мимо родника выйти к стоянке. До неё от поляны 200 м.
    Возможен и другой вариант маршрута.
    От автобусного павильона вдоль шоссе идём на восток 20 мин. На левом склоне устьевой части ущелья видны следы от разработки глины, своеобразный мини-карьер. За ним молодые посадки сосны. По краю тропка, круто поднимающаяся по склону мергелистого известняка к дороге, ведущей из с. Машино в Бахчисарай. Хорошим ориентиром служит обрыв Кыз Кермена -идите к нему и в любом случае выйдете на дорогу (до неё метров 400). Дорога левым склоном ущелья Кая Арасы поднимается через дубовый лес. Через минут 30 (около 1,7 км) справа над лесом виден скальный массив. Вправо и вверх здесь от дороги уходит слабая, чуть заметная тропка. Мы идём по ней.
    Не просто даётся утомительный затяжной подъём. Первым, сделав рывок на последних метрах, его преодолевает всеобщий любимец неутомимый Бася - пёс породы бассет-хаунд с длинными, как крылья летучей мыши, ушами и грустной поволокой в глазах. Бася устремился вверх неспроста: под обрывом в гроте небольшое озерцо с чистой прохладной водой. Это конденсационный источник, родственный по своему генезису источнику св. Анастасии в Четвёртом гроте Качи Кальона. Место это обитаемо с давних времён. В гротах слева археологами открыта неолитическая стоянка, носящая название по имени ущелья - Кая Арасы. На склоне у родничка россыпь черепков, но могут быть и более существенные находки. Автором здесь найден небольшой сосуд для благовоний и курительница. Но это находки уже из средневековья.
    Именно сюда спускались за водой жители Кыз Кер-мена. От родничка 150 м идём вправо вдоль обрыва. И вот вы на каменистых ступенях, вырубленных в скалах. Они частично разрушены, но подняться на плато Кыз Кермен несложно. В этом месте плато шириной всего около двухсот метров. Проходим его на восток и оказываемся у кромки обрыва с великолепным видом на Тепе Кермен. Некоторые участники группы подошли к самому краю, но бдительный Басаев (он же Бася) с грозным рычанием прихватывает не в меру неосторожных туристов за пятки, предупреждая, что техника безопасности в походе - превыше всего и о ней не следует забывать, даже восхищаясь таким великолепным пейзажем. С плато в с. Староселье можно пройти по пути, описанному в предыдущем маршруте.
    Если вы решили идти в Бахчисарай, тогда нужно продолжить подъём по дороге и ущелью до выхода на плато (15 мин.). Перед нами ореховый сад Бахчисарайского лесничества. Здесь же развилка дорог. Влево (Ю-3) на с. Предущельное, вправо (С-В) на Чуфут Кале и Тепе Кермен. Нам же по дороге через сад на север. Через 10 мин. подходим к г. Бешик Тау. Справа виден её тридцатиметровый обрыв. Сад закончился. Идём через лес в том же направлении. Через 5 мин. выходим к развилке у род. Юсуф Чокрак. Справа -дом лесника. Слева - ферма. Идём по дороге вниз через сосновые посадки, до развилки 300 м. По левой дороге до турбазы «Привал» 2,5 км. Правая дорога ведёт через можжевеловое редколесье на северо-восток к автодрому, а затем через дачный посёлок в Бахчисарай, по ул. Ленина на запад до дворца-музея (45 мин. 3 км).







    Источник: http://www.koechto-o.narod.ru
  • 2014-08-20

  • Из Надыма до Нового Уренгоя можно добраться на автобусе

    © 2000-2015 Тюменская Интернет-газета «Вслух.ру» Руководитель договорных проектов "Вслух.
  • 2014-10-13
  • Подробнее о маршрутах в Фельдман Экопарк

    Подробнее о маршрутах в Фельдман Экопарк добавить новость В этом разделе вы можете узнать как удобнее доехать в Экопарк В  Feldman Ecopark можно доехать автобусом №1656, который отправляется от автостанции возле ст.
  • 2016-01-27

    Контакты